10993099.cover

3 факта из книги «Правила мозга»

СТУДИЯ КОПИРАЙТИНГА
, которые помогают лучше проводить презентации и обучать людей… 

Факт 1.

 

Интуиция – это ничто иное, как узнавание. Столкнувшись с любой задачей – будь то выбор хода в шахматах или решение об инвестициях, – механизм интуитивного мышления включается на полную мощность. Если у человека есть подходящие знания, интуиция распознает ситуацию, и интуитивное решение, приходящее в голову, вероятнее всего, окажется верным. Так происходит с гроссмейстером: когда он смотрит на доску, у него в мыслях возникают только сильные ходы. 

Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро»

Когда я читал эту книгу, я так и не понял, почему интуиция оперирует не сюжетами, а какими-то фрагментами знаний.

Ответ я нашел в книге Джона Медины «Правила мозга».

«Большинство считает, что мозг подобен магнитофону, что обучение сродни нажатию на кнопку «Запись» (а процесс вспоминания запускается кнопкой «Воспроизвести»). Однако это не так. … То, что нам известно, дает возможность предполагать, что этот процесс напоминает работу блендера без крышки. Поступая в мозг, информация «нарезается» на отдельные фрагменты и распределяется по его различным участкам… Если человек смотрит на сложную картину, его мозг незамедлительно отделяет вертикальные линии от горизонтальных и сохраняет их в разных областях…. одна область [мозга] реагирует на линии, наклоненные под углом 40 градусов, другая – на линии, расположенные под углом 45 градусов. Одни [нейроны] обрабатывают только информацию о цвете зрительного сигнала; другие – о границах; третьи – о движении.»

Видимо, информация в нашем мозгу хранится как-то так:

110

Каждый цикл «вспоминания-забывания» образует между разрозненными фрагментами одного сюжета нейронные связи. Чем чаще мы что-то вспоминаем, тем больше образуется этих нейронных связей, тем быстрее мы вытаскиваем сюжет из памяти. Таким образом, формируются уверенные знания.

Я, конечно, знал это правило в форме «Повторенье — мать ученья», но вот как именно это происходит, я не знал.

Факт 2.

«Будучи ещё ребенком, я получил урок в обувном магазине. Дверь в магазине была с тремя ручками, находящимися на разной высоте: одна располагалась в самом верху, вторая – внизу, а третья – посредине. Логика такого расположения весьма простая: чем больше ручек на двери, тем больше точек доступа, учитывая разную физическую силу и рост посетителей. Какое облегчение для пятилетнего мальчика – смочь дотянуться до дверной ручки! Это была словно дверь моей мечты. Впрочем, нет – в моих мечтах на дверях магазина были сотни ручек».

0_1450a5_14773bf9_orig

Мозг воспринимает только кодированную информацию. Закодировать информацию — значит переделать ее в понятные для мозга значения, логические цепочки и т. д.  Чем больше «ручек» преподаватель вешает на свою информацию, тем легче будет студентам её усвоить. Преподаватель может добавлять «ручки», обращаясь к содержанию, моменту времени и ситуации.

«… пытаясь сохранить новую информацию в памяти, убедитесь, что точно понимаете ее значение. Если же вам необходимо вложить информацию в чью-то голову, удостоверьтесь, что этот человек понимает ее значение.
Из правила можно сделать обратное заключение. Если вы не знаете, что означает изучаемое, не пытайтесь запомнить информацию при помощи зубрежки в надежде, что ее значение прояснится само собой. И не надейтесь, что студенты сделают это, особенно если вы не объяснили все надлежащим образом. Это все равно что стараться запомнить слова, сосредоточившись на наклонных линиях букв.
Как же передать значение, чтобы сделать обучение более эффективным? Довольно простой способ – подкрепить новые данные примерами из практики. Конечно, учащийся может сам поискать их после уроков, но лучше всего, чтобы учитель сам сделал это на занятии. Об этом написано во многих научных работах».

Факт 3.

«По мнению моих родителей, «Собачий мир» худшая картина из тех, что им доводилось когда-либо смотреть. Они ненавидят этот фильм потому, что в нем в одной сцене изображается, как фермер насильно откармливает гусей ради того, чтобы потом готовить из печени птиц фуа-гра. При помощи трубки фермер просто проталкивал пищу в глотки бедных птиц. Отрыгнуть пищу гусю мешало специальное медное кольцо, сдавливающее шею, поэтому пища поступала дальше в пищеварительную систему. Так птиц откармливали до тех пор, пока избыток пищи не приводил к увеличению объема печени, что, конечно же, радовало шеф-поваров всего мира. Разумеется, такое поведение не имеет ничего общего с заботой о птицах, которые приносились в жертву выгоде.
Моя мать всегда вспоминала эту историю, когда мы говорили о хороших и плохих учителях. «Большинство преподавателей “перекармливают” своих учеников, – говорила она, – как тот фермер из ужасного фильма!» Когда я поступил в колледж, то понял, что она имела в виду».

«Какую ошибку коммуникации допускают чаще всего? Дают слишком много информации и недостаточно времени для налаживания связи. Принудительный откорм приводит к проблемам с усвоением. И здесь обучающиеся приносятся в жертву выгоде.
Разумеется, такую стратегию можно понять: большинство специалистов, хорошо разбирающихся в своей теме, просто забывают о том, каково быть новичком. Если бы даже они помнили об этом, повторять основные принципы снова и снова им быстро наскучило бы. В колледже я понял, что многие профессора сыты по горло преподаванием, так как вынуждены общаться со студентами на очень примитивном уровне. Похоже, они забыли, что и для них когда-то эта информация была абсолютно новой и, чтобы «переварить» ее, требовалось время, а значит, и определенные перерывы. Абсолютно верно утверждение: компетентность преподавателя не гарантирует качества обучения!»

muzhchina-spinoy-smotrit-na-stenu-v-formulah-man-looks-back-on-the-wall-in-the-formulas

К несказанной моей радости, автор не просто обозначил проблему (она вроде и так витала в воздухе), но и предложил её решение.

Аудитория не готова слушать одну идею более 10 минут. Поэтому если лекция должна идти 50 минут, то автор «принял решение подавать информацию десятиминутными модулями. Каждый такой отрезок включает одну основную идею – крупную, общую, самую суть, – которую всегда можно объяснить в течение одной минуты. Каждое занятие длится 50 минут, поэтому в течение этого времени я преподношу информацию о пяти главных идеях. Главное – чтобы каждый нюанс можно было с легкостью отнести к общей идее с минимальным интеллектуальным усилием. Я всегда выделяю время, чтобы ясно и точно объяснить связь между деталями и основной концепцией. То есть даю гусям отдых между кормлениями.
Затем следует самая сложная часть: по истечении десяти минут я должен завершить объяснение основной идеи».

Как это реализовать?

«1. Поскольку по истечении первых 20 процентов времени, отведенного на презентацию, аудитория начинает покидать зал, у меня есть около 600 секунд, чтобы быть услышанным; в противном случае следующий час пройдет бесполезно. На 601-й секунде нужно сделать что-то, чтобы «купить» следующие десять минут внимания.
2. Мозг обрабатывает общий смысл, а не детали. Изложить суть – все равно что дать страдающему от жажды человеку стакан воды. Мозг предпочитает иерархические модели. Начав с общих концепций, естественно преподносить информацию структурированно. Сначала нужно дать общее представление об идее, поскольку при этом восприятие улучшается на 40 процентов.
3. В начале урока преподаватель должен сообщить план занятия, ненавязчиво уточнив, с чего он начнет и что будет происходить в ходе урока, – это главное. Этим он избавит слушателей от необходимости решать несколько задач одновременно. Далее преподаватель или лектор представляет главную идею, не объясняя при этом, как она включена в презентацию. Слушатели стараются определить, как она впишется в контекст того, о чем говорит преподаватель, хотя это напоминает попытку вести машину и говорить по мобильному телефону. Поскольку невозможно уделять внимание любым двум вещам одновременно, это приведет к запоздалым на миллисекунду реакциям на протяжении всей презентации. Нужно четко дважды объяснять все связи.»

——

Книжка полна подобных фактов, рекомендаций и наблюдений, поэтому, как говорится, категорически рекомендую ее тем руководителям, которые внедряют программы обучения своих сотрудников.

А как Вы определяете квалификацию преподавателя?

Смотрите ли Вы его учебные материалы или только рекомендательные письма и резюме?

P.S. Как обычно, любая отрецензированная мною книга попадает в список возможных подарков нашим клиентам. Заказывайте у нас переводы и получайте подарки :).