можно ли улучшить идеал

Можно ли улучшить идеальный текст? [5 подсказок]

СТУДИЯ КОПИРАЙТИНГА

Вы написали вещь, которой можно гордиться.

Редактировали её до посинения. Больше ни прибавить, ни убавить – всё идеально.

Так ведь?

Конечно.

А вдруг её можно улучшить?

Улучшить можно всё и всегда. Ответьте на эти вопросы и убедитесь сами.

  1. Не висят ли герои в вакууме?

Бывает, что из диалога совершенно непонятно, где общаются герои. Они всё ещё на кухне или в баре? Или вообще уже в другом городе?

Чтобы напомнить читателю, где происходит действие, полезно периодически вставлять пару слов о том, что творится вокруг.

«Чушь какая-то», — сказал Джек.
Джилл надулась. Бармен широко ухмыльнулся.

Ага, ясно: мы всё ещё в баре.

Кстати, а нужно было писать: «сказал Джек»? Есть мнение, что постоянных повторений «он сказал, она сказала» лучше избегать – они надоедают.

Теоретически, читателю должно быть всё ясно из того, что говорят герои и как они это говорят. Всегда так происходит? Нет, не всегда.

После третьей реплики мы начинаем теряться. Напомните нам, в чём там дело. Диалог с этим вполне справится.

«А где моя выпивка?»
Бармен подал Джилл её кампари.

Теперь понятно, что говорила Джилл, а не Джек.

Постоянно напоминайте читателю, где находятся герои: так повествование получит дополнительную глубину.

  1. Не звучат ли диалоги механически?

Если мы хотим захватить внимание читателя – а мы хотим, правда же? – надо сдобрить текст сюрпризами, конфликтами, интригой.

Мы так и сделали в предложении выше – прервали его вопросом. Конечно, «конфликт» может быть совсем «неконфликтным», но он должен присутствовать. Конфликт вызывает эмоции, а эмоции помогают захватить внимание.

В диалоге это особенно важно. Покажите нам эмоции героя на всём протяжении беседы. В противном случае разговор будет плоским и скучным. Проще всего использовать язык тела.

«Ты убил моего отца!»
«Дорогая, ты преувеличиваешь».

Драматично? Да. Но что означают эти слова? Покажите эмоции, которые за ними стоят.

«Ты убил моего отца!» — голос её звучал, как разбитое стекло.
«Дорогая, ты преувеличиваешь», —  он весело сощурился.

Следующий шаг – отбросить размышления героев. Если сцена показана глазами одного героя, её легко напрямую адресовать читателю.

Сволочь ты надменная, подумала Джилл.

Но как передать мысли других героев, чтобы читателю не приходилось скакать из одной головы в другую?

Пусть герой, чьими глазами мы смотрим на ситуацию, наблюдает за поведением других героев и делает догадки об их мыслях и чувствах. Так мы избежим путаницы.

Она заметила, что у него дрожат пальцы. Может, ей всё же удалось его напугать?

Или:

На неё смотрели ледяные от злости глаза.

В любовном романе глаза могут «пылать яростью от неразделённой страсти».

Язык тела – и его интерпретации – можно передать очень деликатно или, наоборот, ярко и броско – всё зависит от жанра, в котором вы пишете.

Бюро-баннер-[5]е

  1. Обращается ли описание ко всем пяти чувствам?

Неопытный автор просто пишет, что видят и слышат герои. Остальные каналы восприятия он игнорирует. Получается, что всё происходит только в двух измерениях. Чтобы рассказ стал глубже, покажите, какие запахи чувствует герой, от лица которого ведётся повествование, какие вкусы ощущает, до чего дотрагивается.

Морозный зимний воздух отдавал костром. Джилл грела руки у огня. Поленья потрескивали, от них доносился лёгкий аромат яблони.  Джилл ужасно жалела, что не надела туфли, которые не жмут.

Мы видим сцену глазами Джилл, воспринимаем происходящее через её ощущения. Но – вы заметили, какая это медленная сцена?

Если нужно снизить темп повествования, насыщайте сцену ощущениями. Если нужно его ускорить, скажите только о том, что герой видит и слышит. Мозг воспринимает информацию об изображениях и звуках намного быстрее, чем об остальных ощущениях.

  1. Равномерный ли темп у рассказа?

Случалось ли вам читать прекрасную прозу и думать: «Красивый рассказ, но какой-то неживой»?

Вполне возможно, предложения и абзацы были одинаковой длины. Хотите сделать сцену динамичной – например, у вас напряженный момент – рубите предложения. На фрагменты.

В следующем абзаце дайте читателю отдохнуть и успокоиться – пусть предложения опять станут подиннее, навесьте на них парочку придаточных.

Вот так просто.

Кстати, сбалансированность абзацев удобно оценивать, если сменить шрифт текста на Times New Roman с кеглем 9 и установить одиночный пробел. Посмотрите на свой текст. Отойдите от компьютера на пару шагов. Страница будет выглядеть примерно так, как в электронной или бумажной книге.

Текст слился в унылый серый кирпич? Меняйте длину абзацев!

  1. Не утомляет ли язык, которым написан текст?

Нет смысла всё время играть словами. Часто очень сильные вещи написаны самым простым языком. Однако и слова нужно подбирать сильные.

Проверьте, не много ли отглагольных существительных. Что с ними не так? Это слабые слова. Если не хотите усыпить читателя, используйте их пореже, максимум два раза в одном абзаце.

Также проверьте наречия. Иногда они необходимы.

Если Джек рассмеялся – радостно он рассмеялся или горько? Нам нужно знать.

Но обычно наречия можно заменить более точными глаголами: усмехнулся, прищурился, подмигнул и т.п. – или каким-нибудь ярким выражением.

От него донёсся такой звук, как будто утка проглотила лягушку.

Прилагательные тоже опасны. Если у вас в одном предложении больше двух прилагательных, спросите себя: их можно вычеркнуть или использовать какую-то фигуру речи?

Каморка была холодной, пустой и заброшенной, продуваемой леденящими ветрами.

Прилагательных слишком много. Можно написать, например, так:

Комната была холодной, как сердце налогового инспектора.

Конечно, чтобы писать по-настоящему хорошо, этих советов мало.

Если вам нечего сказать – нет хорошей конфликтной ситуации, героев, вызывающих симпатию, – то как ни полируй форму, содержание лучше не станет.

Однако если у вас есть живая история, наши советы помогут превратить хороший рассказ в замечательный.

(с) Оригинал: writetodone.com

(с) Перевод: Студия бизнес-новелл «Альянс ПРО» (novel.tran.su), Марина Нестругина

Нашли, что поменять в своём тексте? Делитесь в комментариях!